Генеральный директор компании «СТАРТ КАЧЕСТВА» Константин Деревсков выступил на вебинаре проекта «Свое фермерство» от РСХБ.
В ходе выступления он остановился на основных трудностях, которые сегодня осложняют успешное прохождение аудитов и влияют на эффективность работы предприятия и его конкурентоспособность.
Во-первых, это огромное количество необходимых записей. На крупном пищевом предприятии отделы качества могут насчитывать до 40 человек, а количество ежедневных записей - от 150 и до бесконечности.
На средних производствах задействовано порядка 10 сотрудников, и ведется от 40 до 150 записей. И даже совсем маленькие предприятия обязаны выделить 1-2 сотрудников и вести от 10 до 40 записей.
Таким образом, в течение года количество записей составляет несколько десятков тысяч!
Во-вторых, ошибки и нарушения во время записей. Часто персонал вообще не понимает целесообразности ведения таких записей, так как его основной задачей является выпуск продукта.
Но даже если сотрудники ответственные и квалифицированные, человеческий фактор никто не отменял - работник может отвлечься, забыть, неразборчиво записать. Заболеть, в конце концов, а последствия этих нарушений могут быть весьма плачевными.
По словам К. Деревскова, во время аудитов 30% от всех несоответствий вызваны либо отсутствием записей, либо их некорректным заполнением.
И, наконец, третий блок основных проблем - это отсутствие оперативной коммуникации между всеми участниками процесса выпуска продукции.
Повсеместная проблема пищевых производств заключается в том, что критически важная информация может неделями оставаться невостребованной, что порой приводит к фатальным последствиям.
Вот пример, который иллюстрирует данный тезис. На одном из мясоперерабатывающих предприятий произошло ЧП - сломались ножи для приготовления фарша. Об этом была сделана соответствующая запись в бумажном журнале, оборудование починили, уведомили руководство.
Казалось бы, все необходимые инструкции соблюдены. Однако специалист, отвечающий за отгрузку продукции, отдал распоряжение об ее отправке до того, как узнал о происшествии. По итогам проверки половину ножа так и не нашли, а это значит, что она попала в отгруженную партию.
В чем же основная причина такой ситуации? Безусловно, в недостатке коммуникации между различными подразделениями предприятия, отмечает К. Деревсков. Да, ответственный сотрудник внес данные о поломке, сама партия была промаркирована сигнальной лентой, однако маркировку проигнорировали и продукцию отгрузили. Потому что приоритетная цель сотрудника - выпускать продукт. А обращать внимание на несоответствия уже воспринимается как второстепенная задача.
Выходом из этой ситуации может стать внедрение цифровых технологий. В соответствии с ТР ТС 021/2011 ведение записей на пищевом производстве возможно как на бумажных, так и на электронных носителях.
Тренд на цифровизацию - это не дань моде, а насущная необходимость, цифровые технологии развиваются быстрыми темпами в том числе, и в пищевой промышленности. Роботизация, интернет вещей, применение искусственного интеллекта, в т.ч. машинное зрение, умная упаковка и многое другое. Поэтому не вызывает сомнений, что рано или поздно пищевые производства перейдут к электронным записям. Однако, по мнению К. Деревскова, нужно понимать, что чем дольше оставаться в прошлом веке, тем менее эффективным и конкурентоспособным будет предприятие.
Цифровизация ведет к снижению издержек на оплату труда квалифицированного персонала; повышению информированности и вовлеченности сотрудников. Уменьшается время на контроль линейного персонала, который сегодня, как правило, контролируется «вручную».
Если на предприятии внедрены электронные журналы, соответствующее оповещение о ЧП все участники процесса получают мгновенно - начиная от руководства и заканчивая менеджером по отгрузке. И решение о приостановке бракованной партии, как в вышеупомянутом примере, было бы принято моментально.
Для минимизации возможных затрат и повышения эффективности деятельности пищевых предприятий компанией «СТАРТ КАЧЕСТВА» был разработан инновационный цифровой продукт - мобильное приложение Quality CHECK.
Основные цели, которые достигает предприятие при использовании Приложения - это упрощение и облегчение работы с документированной информацией, контроль за ВСЕМИ технологическими процессами, своевременное реагирование на возникающие риски, обеспечение слаженной работы всех подразделений.
Автоматизация процессов за счет внедрения Quality CHECK ведет к упрощению и облегчению мониторинга и управлению рисками за счет четкой фиксации всех показателей. В свою очередь, это обеспечивает повышение качества и безопасности продукции и увеличивает производительность труда.
Приложение Quality CHECK также обладает 100-процентной гибкостью и адаптивностью под задачи конкретного пищевого предприятия.
Посмотреть демонстрацию работы Приложения и подробнее узнать о его функционале можно в полной версии вебинара.